Проектирование Образовательной программы
Структурные
компоненты пояснительной записки
|
Используемые
документы (материалы)
|
Итоговый
вариант, созданный рабочей группой учреждения
|
||||
ФГОС
|
Примерная
основная образовательная программа
|
УМК
|
Типовое
положение об общеобразовательном учреждении
|
Особенности
(специфика) образовательного учреждения
|
||
Цели
|
|
|
|
|
|
|
Задачи
|
|
|
|
|
|
|
Принципы
(подходы) к формированию документа
|
|
|
|
|
|
|
Общая
характеристика документа
|
|
|
|
|
|
|
Заполнение данной
таблицы позволит систематизировать информацию, и, следовательно, сделать
пояснительную записку целостной и непротиворечивой.
Проектирование планируемых результатов освоения Образовательной
программы
Планируемые
результаты
|
Используемые
документы (материалы)
|
Итоговый
вариант, созданный рабочей группой учреждения
|
|||
ФГОС
|
Примерная
основная образовательная программа
|
УМК
|
Особенности
(специфика) образовательного учреждения
|
||
Личностные
результаты
|
|
|
|
|
|
Регулятивные
УУД
|
|
|
|
|
|
Познавательные
УУД
|
|
|
|
|
|
Коммуникативные
УУД
|
|
|
|
|
|
Предметные
результаты
|
|
|
|
|
|
Заполнение данной
таблицы позволит уточнить (скорректировать) планируемые результаты освоения
Образовательной программы с учётом материалов, представленных в документах для
анализа, а также особенностей образовательного учреждения.
Проектирование Программы формирования (развития) универсальных учебных действий у
обучающихся
Структурные
компоненты программы
|
Используемые
документы (материалы)
|
Итоговый
вариант, созданный рабочей группой учреждения
|
|||
ФГОС
|
Примерная
основная образовательная программа
|
УМК
|
Особенности
(специфика) образовательного учреждения
|
||
Пояснительная
записка
|
|
|
|
|
|
Цель
программы
|
|
|
|
|
|
Задачи
программы
|
|
|
|
|
|
Ценностные
ориентиры содержания образования
|
|
|
|
|
|
Механизмы
связи УУД с содержанием учебных предметов
|
|
|
|
|
|
Характеристики
УУД обучающихся и типовые задачи их формирования
|
|
|
|
|
|
Преемственные
связи программы формирования УУД при
переходе от начального к основномуобщему
образованию
|
|
|
|
|
|
В пояснительной записке целесообразно отметить , что программа
направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта, , конкретизирует требования
Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной
программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных
программ, служит основой разработки
рабочих программ.
Конструируя программу
формирования УУД, в первую очередь необходимо говорить о классификации типовых
задач (или заданий)
Классификация
типовых задач
Типы задач (заданий)
|
Виды задач (заданий)
|
Личностные
|
Самоопределение,
смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
|
Регулятивные
|
Целеполагание,
планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль,
коррекция, оценка, саморегуляция
|
Познавательные
|
Общеучебные,
знаково-символические, информационные, логические
|
Коммуникативные
|
Инициативное
сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие,
управление коммуникацией
|
Типы
задач соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, а виды задач связаны с показателями (характеристиками) планируемых результатов.
Проектирование рабочих программ
Рабочая
программа является локальным
(созданным для определённого ОУ) и индивидуальным
(разработанным учителем для своей деятельности) документом. Составляется с
учётом особенностей ОУ и учащихся конкретного класса. Это индивидуальный
инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные
для определённого класса содержание, формы, методы, приёмы организации
образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего
требованиям стандарта.
При
составлении рабочей программы учитываются факторы:
- целевые ориентиры и ценностные
основания деятельности ОУ;
-состояние здоровья учащихся;
-уровень их способностей;
-характер учебной мотивации;
-качество учебных достижений;
-образовательные потребности;
-возможности педагогов;
-состояние учебно-методического и
материально-технического обеспечения ОУ.
Рабочие
программы подразделяются на:
-рабочие программы учебных курсов
(предметов);
-рабочие программы
дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности.
Рабочая
учебная программа
- документ ОУ, разработанный на основе примерной учебной программы, изложенной
в материалах ФГОС, и используемой учителем авторской программы по отдельной
учебной дисциплине "...посредством внесения изменений и дополнений в
содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество
часов, использования организационных форм обучения и т.п.
Составляя
свою рабочую программу, учитель должен ориентироваться на стандарт как
обязательную часть содержания образования.
Законом
РФ "Об образовании" не определены требования
к рабочей программе.
Каждый учитель имеет право выбрать самостоятельную форму записей в текстовом
варианте рабочей программы.
По
аналогии с требованиями к типовой учебной программе можно выделить ряд
структурных элементов, желательных для составления текста рабочей программы
учителя:
-Титульный
лист (название программы).
-Пояснительная
записка.
-Содержание
курса.
-Требования
к уровню подготовки обучающихся.
-Перечень
учебно-методического и технического обеспечения.
-Список
литературы.
Титульный
лист представляет
сведения о названии учебной дисциплины, о том, кому адресована программа, в
каком образовательном учреждении, когда и кем создана, на какой временной
период рассчитана, когда и кем утверждена.
Пояснительная
записка -структурный
элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и
специфику, а также методы и формы решения поставленных задач, рекомендациями по
их реализации в связи с особенностями обучающихся. В пояснительной записке
должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объём курса, указано
количество часов, отводимых на изучение данного курса (или его фрагмента на
текущий учебный год) согласно учебно-тематическому плану , формы контроля и
возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных
мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть чётко
обоснованы.
В
примерных программах по новому стандарту дан образец тематического плана каждой учебной дисциплины. В него
включены три раздела:
Содержание курса
|
Тематическое планирование
|
Характеристика деятельности
ученика
|
Содержание
курса -
раздел, который отражает обязательные для исполнения требования ФГОС к
предметным знаниям и умениям школьников.
Тематическое
планирование -
раздел, который помогает учителю отразить в классном журнале все требования ФГОС. Может быть дополнен
темами конкретного авторского курса, которые предлагаются учащимся в
ознакомительном плане.
Характеристика
деятельности ученика (специальная структурная единица)
- раздел,
который помогает учителю реализовать системно-деятельностный подход к
организации учебной деятельности в рамках отдельной школьной дисциплины,
оформить запланированные в основной образовательной программе УУД: личностные,
регулятивные, познавательные, коммуникативные.
Конкретизацией
тематического плана и приложением к рабочей программе учителя по конкретной
учебной дисциплине является календарно-тематическое
планирование. С учётом требований
нового ФГОС включается раздел,
отражающий динамику формирования УУД в течение учебного года.
Как
правило, календарно-тематическое планирование имеет следующую структуру:
-Тема урока (уроков).
-Количество часов, выделенных на
конкретную тему.
-Тип урока.
-Элементы содержания.
-Требования к уровню подготовки
(что должен знать, уметь).
-Текущий и промежуточный контроль
(самостоятельная работа, опрос, контрольная работа, тестирование и др.).
Требования
к уровню подготовки выпускников
- структурный элемент рабочей программы учителя, определяющий основные знания,
умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного
курса. (В том числе метапредметными умениями - новый ФГОС).
Описание
учебно-методического и технического обеспечения в рабочей программе учителя
включает в себя необходимые для
реализации данного курса методические (для учителя) и учебные (для учащихся)
пособия, оборудование, дидактический материал.
Список
литературы -
структурный элемент программы, включающий пронумерованный перечень
использованной автором педагогической литературы и интернет-источников.
Элементы
описания каждого источника должны приводиться в алфавитном порядке и
соответствовать требованиям к библиографическому описанию статей, книг, электронных ресурсов.
Информационная основа (шаблон) понятны. Вот со сценированием вопрос: эффектно или эффективно будем работать? Подумаем.......
Комментариев нет:
Отправить комментарий