Литовко. Типовые решения

Проектирование  Образовательной программы

Структурные компоненты пояснительной записки
Используемые документы (материалы)
Итоговый вариант, созданный рабочей группой учреждения
ФГОС
Примерная основная образовательная программа
УМК
Типовое положение об общеобразовательном учреждении
Особенности (специфика) образовательного учреждения
Цели






Задачи






Принципы (подходы) к формированию документа






Общая характеристика документа






            Заполнение данной таблицы позволит систематизировать информацию, и, следовательно, сделать пояснительную записку целостной и непротиворечивой.
  
Проектирование планируемых результатов освоения Образовательной программы

Планируемые результаты
Используемые документы (материалы)
Итоговый вариант, созданный рабочей группой учреждения
ФГОС
Примерная основная образовательная программа
УМК
Особенности (специфика) образовательного учреждения
Личностные результаты





Регулятивные УУД





Познавательные УУД





Коммуникативные УУД





Предметные результаты






            Заполнение данной таблицы позволит уточнить (скорректировать) планируемые результаты освоения Образовательной программы с учётом материалов, представленных в документах для анализа, а также особенностей образовательного учреждения.
  
Проектирование Программы формирования  (развития) универсальных учебных действий у обучающихся 
Структурные компоненты программы
Используемые документы (материалы)
Итоговый вариант, созданный рабочей группой учреждения
ФГОС
Примерная основная образовательная программа
УМК
Особенности (специфика) образовательного учреждения
Пояснительная записка





Цель программы





Задачи программы





Ценностные ориентиры содержания образования





Механизмы связи УУД с содержанием учебных предметов





Характеристики УУД  обучающихся и типовые задачи их формирования





Преемственные связи программы формирования УУД  при переходе от  начального к основномуобщему образованию





            В пояснительной  записке целесообразно отметить , что программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу  Стандарта, , конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения Образовательной программы, дополняет традиционное содержание образовательных и воспитательных программ, служит основой разработки  рабочих программ.
            Конструируя программу формирования УУД, в первую очередь необходимо говорить о классификации типовых задач (или заданий)
Классификация типовых задач
Типы задач (заданий)
Виды задач (заданий)
Личностные
Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация
Регулятивные
Целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция
Познавательные
Общеучебные, знаково-символические, информационные, логические
Коммуникативные
Инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией

Типы задач соответствуют личностным и метапредметным результатам освоения       Образовательной программы, а виды        задач связаны с показателями (характеристиками)     планируемых результатов.
Проектирование рабочих программ
            Рабочая программа является локальным (созданным для определённого ОУ) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом. Составляется с учётом особенностей ОУ и учащихся конкретного класса. Это индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определённого класса содержание, формы, методы, приёмы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта.
            При составлении рабочей программы учитываются факторы:
- целевые ориентиры и ценностные основания деятельности ОУ;
-состояние здоровья учащихся;
-уровень их способностей;
-характер учебной мотивации;
-качество учебных достижений;
-образовательные потребности;
-возможности педагогов;
-состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения ОУ.
Рабочие программы подразделяются на:
-рабочие программы учебных курсов (предметов);
-рабочие программы дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности.
Рабочая учебная программа - документ ОУ, разработанный на основе примерной учебной программы, изложенной в материалах ФГОС, и используемой учителем авторской программы по отдельной учебной дисциплине "...посредством внесения изменений и дополнений в содержание учебного предмета, последовательность изучения тем, количество часов, использования организационных форм обучения и т.п.
            Составляя свою рабочую программу, учитель должен ориентироваться на стандарт как обязательную часть содержания образования.
Законом РФ "Об образовании" не определены          требования к рабочей программе. Каждый учитель имеет право выбрать самостоятельную форму записей в текстовом варианте рабочей программы.
            По аналогии с требованиями к типовой учебной программе можно выделить ряд структурных элементов, желательных для составления текста рабочей программы учителя:
            -Титульный лист (название программы).
            -Пояснительная записка.
            -Содержание курса.
            -Требования к уровню подготовки обучающихся.
            -Перечень учебно-методического и технического обеспечения.
            -Список литературы.
Титульный лист представляет сведения о названии учебной дисциплины, о том, кому адресована программа, в каком образовательном учреждении, когда и кем создана, на какой временной период рассчитана, когда и кем утверждена.
Пояснительная записка -структурный элемент программы, поясняющий актуальность изучения данного курса, его задачи и специфику, а также методы и формы решения поставленных задач, рекомендациями по их реализации в связи с особенностями обучающихся. В пояснительной записке должны быть обоснованы предлагаемые содержание и объём курса, указано количество часов, отводимых на изучение данного курса (или его фрагмента на текущий учебный год) согласно учебно-тематическому плану , формы контроля и возможные варианты его проведения. Количество и характер контрольных мероприятий по оценке качества подготовки учащихся должны быть чётко обоснованы.
            В примерных программах по новому стандарту дан образец тематического плана каждой учебной дисциплины. В него включены три раздела:
Содержание курса
Тематическое планирование
Характеристика деятельности ученика
Содержание курса - раздел, который отражает обязательные для исполнения требования ФГОС к предметным знаниям и умениям школьников.
Тематическое планирование - раздел, который помогает учителю отразить в классном журнале  все требования ФГОС. Может быть дополнен темами конкретного авторского курса, которые предлагаются учащимся в ознакомительном плане.
Характеристика деятельности ученика (специальная структурная единица) - раздел, который помогает учителю реализовать системно-деятельностный подход к организации учебной деятельности в рамках отдельной школьной дисциплины, оформить запланированные в основной образовательной программе УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.
            Конкретизацией тематического плана и приложением к рабочей программе учителя по конкретной учебной дисциплине является календарно-тематическое планирование. С учётом требований нового ФГОС  включается раздел, отражающий динамику формирования УУД в течение учебного года.
            Как правило, календарно-тематическое планирование имеет следующую структуру:
-Тема урока (уроков).
-Количество часов, выделенных на конкретную тему.
-Тип урока.
-Элементы содержания.
-Требования к уровню подготовки (что должен знать, уметь).
-Текущий и промежуточный контроль (самостоятельная работа, опрос, контрольная работа, тестирование и др.).
Требования к уровню подготовки выпускников - структурный элемент рабочей программы учителя, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса. (В том числе метапредметными умениями - новый ФГОС).
Описание учебно-методического и технического обеспечения в рабочей программе учителя включает  в себя необходимые для реализации данного курса методические (для учителя) и учебные (для учащихся) пособия, оборудование, дидактический материал.
Список литературы - структурный элемент программы, включающий пронумерованный перечень использованной автором педагогической литературы и интернет-источников.
            Элементы описания каждого источника должны приводиться в алфавитном порядке и соответствовать требованиям к библиографическому описанию  статей, книг, электронных ресурсов.




Информационная основа (шаблон) понятны. Вот со сценированием вопрос: эффектно или эффективно будем работать? Подумаем.......

Комментариев нет:

Отправить комментарий